Валерий Куринский в Автодидактике говорит о важности психологической позы, которая собственно и обеспечивает процесс обучения и выполнения различных важных действий не насилием над собой, а интересом. Он приводит как пример так называемую позу грибника — то есть такое отношение к процессу деятельности и такое состояние сознания, когда очень ранний подъем в дождливый день, дальняя поездка за город и долгое утомительное поиск и собирание грибов в холодном лесу сопровождается не стенаниями, жалобами и муками, а радостью, отдохновением и песней внутри (а то и во вне).
Эту концепцию психологической позы можно назвать еще и настроем, но понятие позы более наглядно и намекает на то, что наши более тонкие состояния сознания тоже могут быть представляемы небезосновательно в определенных конфигурациях и формах движения какого-то незримого особого тела.
«Да не расстраивайся ты так, просто измени к этому отношение» — так часто встречается совет, что для успеха в чем либо достаточно только изменить свое отношение или к препятствующему обстоятельству или предмету намерений или к человеку. При всей правде, он очень напоминает известный совет кролику стать ежиком. К счастью, человеческая психика более гибкая и никакие генетические мутации совершать не приходится. Но вот как именно менять отношение — этот пункт почти всегда остается за скобками, как само собой разумеющийся. Однако навык менять свое отношение к вещам, явлениям и обстоятельствам у человека редко встречается и широко совсем не преподается.
В своей консультационной практике я предлагаю использовать, так называемые, мыслительные упражнения, которые позволяют минуя волевые усилия осваивать или избавляться от определенного действия, например привычки есть сладкое. Этот прием был обнаружен опытным путем, когда и сам в свое время избавлялся от лишнего веса.
Сейчас изучая систему Куринского, нахожу ее более фундаментально разработанной и практичной. Не вдаваясь в подробное описание, скажу только, что он предлагает использовать наши имагинативные ресурсы (ресурсы воображения) для того, чтобы принимать нужную психологическую позу по отношению, например, к какому-то, по нашим предварительным представлениям, муторному делу. И также как в определенной позе уже физического тела и пустого ведра не поднять легко, так, в психологическом смысле, дело для нас почему-то трудное, требует и позы соответствующей, в которой его сделать будет гораздо легче.
То, что в одной позе вызывает у нас явление лень или скуку, тоже самое, но в другой позе, вызовет воодушевление, радость и неудержимое стремление к осуществлению. Так и прокрастинация (близкое к первым двум) — случается от неумения принять вполне определенную психологическую позу для того или иного дела. Перефразируя из анекдота, можно сказать, что «в такой позе слона не продать».
И аналогия с физической телесностью может быть достаточно широкой. А именно — нельзя долго эксплуатировать занятую позу, надо давать себе отдохнуть, то есть переменить позу, и само действие. Тем самым сохраняя всегда бодрость и психологические силы (а вместе с ними и физические). Ряд авторов и методик предлагают нечто подобное, но вот концепции психологической позы и актуализированного интереса, я ранее не встречал.