У Кастанеды я встречал выражения «остановка мира», «остановить мир». Мне это представлялось каким-то оккультным действом, требующим особых тайных знаний и умений. Теперь я вдруг понял, что это значит. Это умение взять и остановить, угомонить в своем сознании беснующийся, бурлящий поток представлений, вызываемый внешним миром. То есть не сам мир останавливается, но останавливается, сводится к нулю, возможность внешнего мира вызвать представления, которые захватывают сознание и заставляют его метаться в след за колебаниями событийного океана внешнего мира. Внешний мир силен только слабостью и уступчивостью сознания. А так как одно событие в жизни человека сцеплено с другими, то дождаться, когда этот поток успокоится — наивная затея, он не успокоится никогда, но скорее сознание полностью растеряет себя, разбитое на осколки тысячи дел и ситуаций, обстоятельств, на которые оно вовлекается отзвучать.
Остановка же мира — это такое состояние сознания, когда оно не волнуется вместе с волнующимся морем внешнего мира. Оно просто пребывает и внимает, преисполненное глубинным спокойствием. Внешний мир колеблется у подножия его, как море у скалы. Остановка мира — это остановить способность мира вызвать в сознании представления его зависимости от мира. «Быть в мире сем, но быть не от мира сего» — и есть состояние остановки мира в своем сознании.
И тогда человек становится независимым от обстоятельств, побеждает их. «Мужайтесь, Я победил мир» — сказал Христос, что означает, что несмотря на всю драму произошедшую с ним, она не поколебала и не связала его сознание, не пропитала его своей кажущейся настоящностью.
Путь к этому уникальному достижению лежит с развития умения сохранять психологическую позу (см. «Автодидактику» Куринсткого), настрой, намерение, и выполнять намеченные делания несмотря на бурление житейского моря.
Нужно двигаться сквозь него, так же как океанский лайнер идет, рассекая волны, большие и малые, не сбиваясь со своего курса и не затопляясь ими, хотя и ощущая их сопротивляющееся присутствие и отталкиваясь винтом от воды.
В моем же случае, часто картина совсем другая: чахлая лодочка сразу заливается по края даже небольшой волной и увлекается ею, а не своим намеченным курсом.
Сознание является полем битвы, вернее, за обладание им борются две силы: одна наша часть, которая ощущает себя живущей только в колебаниях с внешним миром, в сцепленности с ним, и другая наша часть, истинная, которая живет, внутренними смыслами, «царствием Божием, которое внутри нас».
Внешне-ориентированная часть вовлекает сознание в процессы и переживания связанные с событийностью внешнего мира и и пытается напрочь выдавить из сознания внутренне-ориентированные и порожденные процессы.
«Где сокровище ваше, там и сердце ваше» — ситуация когда «сокровище» находится внешнем мире есть победа мира над человеком, хотя точнее сказать, той части в нас, которая живет миром. Ведь миру-то до нас все равно, это просто стихия, она поглощает всякого, кто поддается ей, не имея своего намерения.
Когда же все сокровище человека фокусируется в его внутреннем мире, а именно в «царстве Божием», то это и есть остановка и победа на миром, и как уже понятно, есть победа над собой, над той частью себя, которая вовлекает и увлекает сознание отзвучать на каждый его всплеск, вечно волнуясь вместе с ним.
Потому и говорится, что тот побеждает мир, кто побеждает самого себя, что такая победа и есть самая наивысшая из возможных. И кто может управлять собой, тот может управлять и всем миром. И потому, даже не так важны сами делания, которые намечает делать для себя человек, хотя лучше, чтобы они были добры и светлы и отвечали глубоким смыслам, как то, удается ли человеку их осуществлять, сохраняя постоянство намерения, несмотря ни на что внешнее.
Войти в состояние бесповоротности решения, значит стать недоступным для мира поколебать его, тем более, изменить. Это и есть высокий уровень самодисциплины, вызываемый не прямолинейным усилием воли против себя, но глубоким переживанием, которое порождает волю, действующую согласно с собой, ибо ничего внутреннего не мешает, все мешающее отсутствует в сознание даже как идея или возможность. Потому нет внутренней борьбы, и мир ничего не может в этим уже поделать, кроме как подчиниться, «прогнуться под нас», как поется в известной песне.
Таким образом, можно составить представление, что бытие состоит из взаимодействия как минимум двух сил разной природы, разных стихий: стихия внешнего, вечно изменчивого, колеблющегося внешнего мира, иллюзорного и калейдоскопичного, мира Тени и отражения. И стихия внутреннего мира, глубинного, истинного, постоянного, мира изначального вечного Света. Каждая стихия представлена в нас своей частью, и каждая часть борется за сознание, чтобы иметь возможность жить.
Борьба этих стихий в человеке и составляет всю драму, а порой и трагедию, его жизни.
Теперь задача стоит как это понимание превратить в устойчивое достижение в моей жизни. Как создать это самое переживание, которое породит бесповоротное решение и вызовет к жизни дисциплину настоящую, а не вымученную? Дисциплину крыльев духа, а не цепей на ногах?
Автор иллюстрации Дементьев Александр. «Сокровище внутри осколков»