В своем последнем посте упоминал о том, что где-то читал, что важных дел не может быть много. Вспомнил источник — это все тот же, мною весьма почитаемый, японский средневековый трактат «Хагакурэ» (Сокрытого в листве), авторства Ямамото Цунэтомо . Я его перечитал раз 20. Простые истины и жизненные наблюдения японского самурая звучат и сейчас вполне современно. Дух этой мудрости захватывает и восхищает. Когда вся жизнь поставлена на карту, а умереть готов в любой момент, то все неважное из жизни уходить само собой.
«Если каждое утро и каждый вечер ты будешь готовить себя к смерти и сможешь жить так, словно твое тело уже умерло, ты станешь подлинным самураем. Тогда вся твоя жизнь будет безупречной, и ты преуспеешь на своем поприще».
Этот пункт философии самураев сильно перекликается со словами кастанедовского Дона Хуана, судите сами:
«Воин рассматривает себя как бы уже мертвым, поэтому ему нечего терять. Самое худшее с ним уже случилось, поэтому он ясен и спокоен»
Не исключено, что Кастанеда серьезно изучал японские труды. Впрочем, подобное отношение к смерти не ново, и встречается и у стоиков.
Смерть — это, говоря словами математиков, экстремум, крайнее значение функции, которую мы называем жизнь. Это великий знаменатель, который способен разделить все что угодно в нашей жизни на существенное и наностное, который выдает сухой остаток того, что вообще можно назвать жизнью. В обычной мещанской жизни, идею которой сегодня поставили на пьедестал почета, этот сухой остаток составляет малую величину, всегда меньше единицы. И смерть вроде бы всех уравнивает. Но отнюдь не всех. Это совсем не так. Если в числителе этой дроби стоит важная жизнь, то смерть-знаменатель ей уступает. Такой человек перешагивает смерть, и история человечества творится ими. Известными и безвестными, но ими.
Если жить важной жизнью, которая состоит из важных дел, длящихся вечно, то смерть здесь означает лишь победный гонг, а не крушение всего и превращение в прах.
Тарасов Владимир Константинович, мудрый наставник по социальным технологиям (у кого мне посчастливилось учиться несколько лет), говорит, что нужно иметь Большую Цель — цель за пределами жизни. Приведу цитату из его известной книги «Технологии жизни. Книга для героев»:
«Мальчик заблудился в лесу. Он не знал, что ему делать и куда идти. И даже собрался заплакать. Но потом взял себя в руки, набрался храбрости, влез на большое дерево и увидел свой путь.
Где нам найти такое дерево, чтобы не плутать в жизни? Такое дерево есть – это наша большая цель. Но она должна быть действительно большой, как это дерево. А значит, лежать за пределами жизни.
Большая цель – это цель, к которой можно прийти. Но только после смерти. Маленькой цели можно достичь и при жизни. Большая цель помогает увидеть свой путь. Мы его узнаем: да вот же он, как это я не сообразил?! Мы его узнаем сразу, если есть большая цель.
Человек большой цели знает свой путь.Человек, не имеющий большой цели, не знает своего пути. Это непутевый человек. Ведь он ставит только цели, достижимые при жизни.»
Преисполненность важными делами, смысл которых не исчерпывается смертью, не отменяет ее, нет. Но побеждает страх смерти, этот глубинный экзистенциальный страх, который понуждает нас спешить как следует все вокруг обустроить и обезопасить свое короткое существование, обрести в ней пресловутую стабильность. И мы погружаемся в бездну суеты, нужно успеть сделать то и это, и еще вон то. А еще многое чего хочется, чтобы было как у всех, или, по крайней мере — не хуже.
А потом — бац! и точка. Великий знаменатель все это мельчешение перечеркивает и отменяет. Уже не имеет значение, что мы хотели вот-вот начать делать что-то важное, что-то связанное со смыслом своей жизни. Важно то, что мы этого так и не сделали, или сделали самую малость. Мы так и не начали по-настоящему жить жизнь. Мы все только приготовляемся к ней.
Это как если бы нас вызвали на экзамен внезапно, и мы не готовы ответить, потому что еще н даже не приступали учить, потому что, мы не думали, что экзамен так скоро, мы занимались другими делами: выбирали стол, искали удобное кресло, красили стены в благоприятный для занятий цвет и так далее.
День экзамена жизни может случиться в любой момент. Парадоксально — страх смерти заставляет нас спешить и суетиться и именно поэтому мы не успеваем, ведь то чего боишься — то и случается.
Важная жизнь — это состояние готовности умереть в любой момент без страха, потому что самое важное уже вовсю делается и даже смерть это не прерывает. Она просто звонок, напоминающий, что пора переходить в другую комнату.
Когда хорошо знаешь предмет, не важно, в какой день будет экзамен — завтра или через 50 лет.
Многим из нас (если не всем) интересно, если жизнь после смерти. Но гораздо важнее, чтобы была жизнь до смерти.
По этому поводу есть расхожая в интернете притча:
«Очень часто у Мастера спрашивали, что будет после смерти. Учитель никогда не отвечал на такие вопросы. Однажды ученики поинтересовались, почему он всё время уходит от ответа.
— Вы замечали, что загробной жизнью интересуются именно те, кто не знает, что делать с этой? Им нужна ещё одна жизнь, которая длилась бы вечно, — ответил Мастер.
— И всё-таки, есть ли жизнь после смерти или нет? — не унимался один из учеников.
— Есть ли жизнь до смерти — вот в чём вопрос, — ответил Мастер.»
Этому же вопросу посвящена лекция уже известного вам психолога Дмитрия Леонтьева, у которого также был рад учиться, хоть и краткосрочно.
посмотрите эту глубокую и мудрую лекцию, она именно о важной жизни:
И в завершении, возвращаясь к «Хагакурэ», несколько цитат:
Среди свитков, висящих на стене у господина Наосигэ, был свиток со словами: «К важным делам следует относиться легко». Увидев этот свиток, мастер Иттэй добавил: «К несущественным делам следует относиться серьезно». Среди дел человека важными можно назвать не более одного или двух. Их можно понять, если размышлять о них в течение дня. Речь идет о том, чтобы заранее обдумать свои дела, а затем легко справиться с ними, когда приходит время. Иметь дело с событием трудно, если ты до этого не обдумал его, потому что ты никогда не можешь быть уверен в том, что добьешься успеха. Если же обдумать все заранее, ты будешь руководствоваться принципом: «К важным делам следует относиться легко».
Когда приходит время, размышлять некогда. И если ты не успел обдумать все заранее, скорее всего ты опозоришь себя.
Путь Самурая — прежде всего понимание, что ты не знаешь, что может случиться с тобой в следующий миг. Поэтому нужно днем и ночью обдумывать каждую непредвиденную возможность. Победа и поражение часто зависят от мимолетных обстоятельств.
Попав под дождь, ты можешь извлечь из этого полезный урок. Если дождь начинается неожиданно, ты не хочешь намокнуть и поэтому бежишь по улице к своему дому. Но, добежав до дома, ты замечаешь, что все равно промок. Если же ты с самого начала решишь не ускорять шаг, ты промокнешь, но зато не будешь суетиться. Так же нужно действовать в других схожих обстоятельствах.
Существуют правила воспитания ребенка в семье самурая. С младенчества нужно поощрять в нем смелость, никогда не дразнить и не запугивать. Ведь если ребенок с детства привык бояться, он пронесет этот недостаток через всю жизнь. Ошибку совершают те родители, которые учат детей боятся молнии, запрещают им ходить в темноте или рассказывают ужасы, чтобы те перестали плакать. Кроме того, если ребенка много бранить, он станет застенчивым.
Воин должен быть внимательным в своих действиях и не допускать даже незначительных оплошностей. Более того, он должен быть внимателен в подборе слов и никогда не говорить: «Я боюсь», «На твоем месте я бы убежал», «Это ужасно!» или «Как больно!». Таких слов нельзя произносить ни в дружеской беседе, ни даже во сне. Ведь если проницательный человек слышит от другого такие высказывания, он видит его насквозь. За своей речью нужно следить.
Плохо, когда преданность одному идеалу подменяется верностью двум другим. Когда человек шествует по Пути Самурая, он не должен искать других идеалов. То же самое касается самого Пути. Поэтому неправильно изучать Путь Конфуция или Путь Будды и говорить, что это Путь Самурая. Если человек понимает это, он будет слушать проповеди о других Путях, но при этом с каждым днем все больше постигать свой собственный.
Воин никогда не должен высказываться неуверенно. Воин должен готовиться ко всему заранее. Даже в повседневных делах проявляется глубина души.
О чем бы ни шла речь, всегда можно добиться своего. Если ты проявишь решимость, одного твоего слова будет достаточно, чтобы сотрясать небо и землю. Но тщедушный человек не проявляет решимости, поэтому, сколько бы он ни старался, земля и небо не повинуются его воле.
Человек ничего не стоит, если не понимает, что «сейчас» и «то самое время» — это одно и то же.
Если самурай каждый день не укрепляет свою решимость, если он не задумывается даже во сне, что означает быть воином, если он праздно проводит день за днем, он достоин наказания.
Даже в случайном разговоре самурай не должен жаловаться. Он должен постоянно следить за тем, чтобы никогда не произносить слов, свидетельствующих о слабости. По одному невзначай сказанному слову можно судить о подлинной природе человека.