Вчера нужно было выбрать для ванной комнаты унитаз, ванную и раковину, чтобы сантехники уже могли подводить трубы.
Обнаружил как мы усложняем себе жизнь — зачем нужен такой большой выбор унитазов, что пришлось выбирать из них около часа? Товарное производство предметов обихода вышло за всякие рамки разумного. Человека ставят в ситуация трудного выбора, делают его совершенно некомпетентным и зависимым от консультантов и прочих экспертов даже в таких простых ситуациях. А так как человеку не хочется ошибиться и сделать худший, чем он мог бы, выбор, его беспокойство и тревожность только возрастает. При всем богатстве выбора, сделать верный выбор становится маловозможным или дорогостоящим делом. Мы платим за него или деньгами или временем жизни. И так во всех областях жизни.
Выбрать из сотни унитазов один — превращается в задачу, сопоставимую с поиском смысла жизни. Почему вместо десятков плохих и убогих, со скрытыми дефектами и недолговечной фурнитурой, не производить пару-тройку доброкачественных бытовых предметов? Зачем мировая производственная машина молотит и молотит столько товаров?
Я хочу, чтобы этот капиталистический горшочек уже перестал варить, пока он не соржал всю планету.
Но я совсем не имею ввиду возврата к социалистическим советским реалиям в этом вопросе.
В советский период, мы были в другой крайности: выбора или не было вообще, или можно было выбрать из небольшого количества плохих и некрасивых вещей. А бедный народ проводил часы, дни и недели в очередях за ними, теряя всякие признаки человеческого достоинства.
Сейчас другая крайность — всего слишком много, и тоже приходится тратить время на то, чтобы только разобраться что же лучше.
Закрадывается мысль, что любые политические системы стремятся к тому, чтобы люди, все кроме элиты, были в состоянии постоянной тревожности и заботах, чтобы они тратили все свое свободное время на решение бытовых вопросов, на обустройство своей жизни.
Человек свободного, творческого широкого мышления, с чувством собственного достоинства, самостоятельный и развивающийся, посвящающий жизнь по-настоящему важным делам, такой человек не угоден и не вписывается ни в одну современную политэкономию.
Так, мысли рядового российского гражданина должны быть пришпилены к полкам магазина, проблемам ЖКХ, и конечно, же к Трампу. С трудом представляю, как мы без него жили еще совсем недавно.
В этих реалиях считаю важным для себя глубоко осознать, что на самом деле никто не заинтересован, чтобы я состоялся как Человек, а не как потребительская машина и тревожное существо. Это исключительно моя ответственность и мой долг перед самим собой и тем Высшим законом, о котором говорил Кант. Именно поэтому я и практикую важную жизнь.
Когда в новом доме я буду пользоваться унитазом, меня будет сопровождать мысль, что я заплатил за него частью своих политических свобод.