Мысли по прочтению речи Иосифа Бродского в Мичиганском университете в 1988 году перед выпускниками:
“… между поколениями существует прозрачная стена, железный занавес иронии, если угодно, видимая насквозь завеса, не пропускающая почти никакой опыт. В лучшем случае, отдельные советы…”
Извечная проблема непонимания отцов и детей в речи Иосифа Бродского нашла емкое выражение в образе прозрачной стены между поколениями, которая не пропускает почти никакой опыт.
Оставим за рамками этих размышлений всю полноту причин, которые отвечают за самый факт стены, но рассмотрим лишь один – личный пример.
Молодое поколение пристально следит за старшими и противоречие между словами и делами последних делает эту стену такой малопроницаемой для нравоучений и советов. Старшие слишком часто требуют от младших того, что сами не хотят и не могут осуществлять.
О первостепенной значимости личного примера общеизвестно, однако, приложение этого знания в жизни, похоже, обратно пропорционально этой известности. Из этого можно допустить, что все-таки определяющая роль личного примера мало осознается.
Старшие, взослея, подают два рода примеров, в соотвествии с видами самой взрослости, о которых писал еще Альберт Швейцер.
Есть взрослость здравого смысла, взрослость землянного крота, взрослость победившего общественного мнения, взрослость потухшего взгляда, взрослость бытовой логики — это взрослость утраты мечты в угоду комфорта и стабильности. Взрослость мелких целей. Взрослость страха, суеты и мелких страстей.
И другая взрослость — взрослость жизненного подвига, взрослость широкой мысли, взрослость расширения сознания, взрослость воодушевления, взрослость дерзания жить, взрослость сострадания, простоты и чистоты, взрослость героя, принявшего ответственность за весь мир, взрослость горящих глаз, взрослость обретения себя через мир и других. Взрослость бесстрашия, торжественности. Взрослость пылающего сердца и творящей любви.
Так вот, если первая и создает непроницаемую стену между поколениями, то вторая, которая есть развитие лучших свойств юности, создает родственное притяжение и приятие.
Примеров второго ничтожно мало, но они есть и ищущие молодые сердца находят их. И тогда придут и станут задавать вопросы, просить совета, будут подражать. Тут-то и должны найтись слова, но не ранее.