(Околометафизический текст)
С чем можно сравнить важную жизнь? С потоком, с той самой рекой, в которую нельзя войти дважды. Мираб Мамардашвили предложил понимание этого известного закона Гераклита, которое состоит в том, что мы не на берегу, чтобы решать и иметь возможность войти или нет, мы уже давно в реке и плывем. В реку жизни дважды не войти.
Я бы предложил своё понимание: нельзя дважды войти в реку, потому что мы и есть река. Мы есть поток. Мы есть процесс, о котором учил Будда.
Но ведь получается, что можно войти один раз? Как же может река войти сама в себя даже один раз? Мой ответ: момент полного, тотального осознания себя, как потока жизни и есть символ “вхождения в реку”. И дважды это сделать нельзя. Нельзя второй раз понять, то, что было понято в первый. Можно только углубить понимание. Можно полнее сростись, или, если хотите, сжиться с этим пониманием, уже более не отделяться от него.
Исследованию моментов этого вживания в поток посвящены известные книги о потоке Михайа Чиксентмихайи, которые описываются как самые позитивные переживания человека, как счастье.
Но если человек и есть поток, то почему он не находится постоянно в состоянии этого переживания, почему человек постоянно не испытывает счастья?
Потому что нам, в подавляющем большинстве, не достаёт этого самого понимания себя как потока. Мы себя ассоциируем с чем угодно законченной, или предметной сущностью, но не потоковой.
Правильное переотождествление, переосознание себя — поворотный пункт в жизни человека и делается он только осознанным усилием. На эту ступень, убеждён, входят только сознательно.
Как же из представлений о человеке, как потоке жизни, можно соотнести важные и срочные дела?
Срочные дела похожи на разные предметы, несущиеся в потоке важной жизни. Скажем, они как сахарные кораблики: какое-то время имеют явную форму, но потом растворяются, или, как мы обычно говорим — теряют актуальность.
Мы уже рассмотрели, что человек склонен отождествлять себя с законченными сущностями, с телом, например. Это распространяется и на сферу деятельности, в которой человек фокусирует своё сознание намного преимущественнее, или даже только на срочных делах. И как следствие, за деревьями не видит леса.
Ведь одни срочные дела сменяются другими, большими и маленькими сахарными корабликами. И зацикливаясь на них, мы и сами превращаемся в “сахарного человечка”, который неизбежно растворяется, то есть теряет самого себя.
В этом основная, на мой взгляд драма человека — постоянная потеря себя. И мы ведь это ощущаем, если не всегда, то хотя бы раз в жизни, что что-то важное ускользает от нас, несмотря на внешнюю успешность, деловитость, занятость, карьерный рост, “дом-квартира-машина” и так далее.
Банально, мы просто редко, когда счастливы, хотя можем быть всегда. Но счастьем не живет в срочных делах. Счастье — это вкус воды потока важной жизни,
И что же теперь — бросить все срочные дела и уйти медитировать в пещеру? Может для кого-то и это выход, или вернее вход в поток. Но, по мне, это не жизненное решение, которое я проверяю таким приемом: если все люди поступят также, будет ли хорошо? Очевидно, что если все люди на земле бросят все и уйдут в пещеры, то хорошо никак не будет, а совсем наоборот, потому это не жизненное решение, хотя и подходящее, повторяю, отдельным людям.
Значит жизненное решение состоит в том, чтобы заниматься срочными делами, но не отождествляться с ним, но с потоком важной жизни. В срочных делах, как явлении, нет ничего негативного, если не давать им власти над сознанием. Если удерживать понимание, что они есть лишь эпизоды. “Все проходит и это пройдёт” — это как раз о срочных делах, несущихся в непреходящем потоке жизни.
Почему бы не избавиться от иллюзии, что может быть что-то актуальное, кроме самого потока жизни? Он, который есть мы сами, актуален потому, что вечен.
Мы есть вечно-актуальный, бесконечный поток жизни. И если это не так, то мы лишь обречённые на исчезновение сахарные кораблики. Кого-то ведь устраивает и такое представление.
Но для других продолжу: то, что для на составляет самое важное, самое наполненное смыслом — это и есть мы. Мы и есть сам вечный процесс делания, осуществления важного. Скажу сейчас больше и тем завершу своё видение — человек есть не просто вечный поток, но именно текучесть, сама сущность потока, то, что делает поток потоком. И потому, даже вечные воды огненной реки жизни вторичны по отношению к тому, что мы есть на самом деле. Человек есть процесс делания и он делается нескончаемо и каждое мгновение. Как и весь мир. Человек всегда вершится, совершается, совершенствуется уточним.
Войти в состояние вечности текучести потока — значит победить власть суеты срочных дел.
Предпринятая стодневка важной жизни — есть практика состояния вечного совершенствования. Попробуем?